На реке Кхуцин. Пеший.

1970г.
(Ходил один)

1970 год. Октябрь – ноябрь.

Еще в канун нового 1970 года мы обсуждали возможные варианты маршрута на лето. В марте, кажется, определились. Была выбрана Бахта, правый приток Енисея. 400км. на плотах. Несколько месяцев мы вели детальную подготовку. Но работа не пустила меня. Ребята уже вернулись из похода, а я возился с отчетами на работе. Стало ясно, что в отпуск смогу уйти в октябре – ноябре. Куда? В это время года, по погодным условиям, Приморье – лучшее место.
    Итак, Приморье, октябрь 1970г.
10. В Москве.
11. Владивосток. Впервые летел на ИЛ-62. Беспосадочный рейс. Это лучшая машина. В салоне тихо, не трясет. В полете 8 часов. Правда на обратном пути одна посадка в Новосибирске.
12,13. Ночевал в “Золотом Роге”. Бродил по городу. Случайно проходя мимо Геологического управления во Владивостоке, решил зайти. Попал к главному инженеру Южно-Приморской экспедиции Приморского Геологического управления (Владивосток, Океанский пр. 29/31, тел. 2-21-96) Семешкову Геннадию Никифоровичу. Представился отпускником, любителем походов, спросил совета о районе Кхуцина. Надо сказать, что на Кхуцин мы сделали зарубку в памяти еще в прошлом походе в Приморье. На него, как на чудесный район для путешествий, указал нам летчик Володя Яковлев. Кстати, Яковлев сейчас летает на ИЛ-18 в Хабаровске. Смешков приветливо отнесся ко мне и дал записку в Тахобэ к начальнику партии, Кутенко Константину Михайловичу.
Кутенко Константин Михайлович 1934г. Похож на Симонова, но лицо круглее. Усики. Смотрит в сторону. Алкоголик. Жена Женя. Дочь Светлана, школьница. Живет во Владивостоке, Хабаровская 30, кВ. 18 (В районе первой речки)
Утром 13 вылетел в Терней.
14 Заночевал в районе айропорта на берегу речки. Ночью мороз, лужи замерзли. Утром вылетел в Тахобэ.
    Кутенко нашел быстро. Сели, я достал спирт. В стороне сидел завхоз партии, Игнатыч. Кутенко пригласил его. Выпив первую, Игнатыч спокойно сказал: А я убил человека. Оказывается, они на днях ходили за мясом в тайгу, видимо были пьяны, и Игнатыч в сутолке охоты принял одного участника за кабана. Рана оказалась смертельной. Остались дети. Игнатыча будут судить.
    Кутенко отнесся ко мне хорошо. Он посоветовал мне Улунчу и через несколько дней перебросил меня туда на вертолете.
15. Ночевал у геологов
16. Ночевал у Соболевых Кирилл Кириллыча и Марии Ефимовны. Это мои знакомые еще по прошлому походу. Геологи купили барана за 45р. И устроили пир. Сегодня пришел вертолет. Улететь домой летчики не успели и ночевали с нами.
17. Вылетаем. Костя Кутенко просит летчика захватить меня по пути на Улунчу (разговор об этом был еще вечером и летчики согласились, хотя и неохотно). И еще вечером я про себя удивился этой неохотности, ведь дело пустяковое, Улунча недалеко. Все выяснелось утром, когда перед запуском мотора я в разговоре с летчиком случайно выяснил, что они хотят забросить меня не в ту Улунчу, которая на р.Кхуцин, а в Улунчу на Бикине, за хребтом. А это далеко. Все облегченно вздохнули и мы полетели.
    Любопытно. Многие поселки и некоторые реки, стекающие с восточных и западных склонов Сихотэ – Алиня имеют одинаковые названия. Поэтому часто к названию поселка добавляют название реки: Улунча Кхуцинская или Улунча Бикинская.
    И вот я в Улунче. Встретил меня Федор Васильевич Зиньковский – пчеловед госпромхоза “Тернейский” летом, охотник зимой.
    Улунча – заброшенный поселок, наподобии того, что мы встретили на р.Сице в 1967г. Несколько домов. Часто Федор Васильевич живет там один, как и в мой прилет. Пьет, конечно.17 лет был в армии сверх срочником. Вышел без пенсии. Был матросом, связистом, зав. Летной столовой. После армии – трактористом и вот лет пять хозяйничает на Улунче. Две пассики 160 пчело-семей. Лучший, его, годовой сбор меда 5400кг (писали в газете), в этом году 2200кг. У Федор Васильевич шестеро детей. Виктор – штатный охотник, уже был в армии. Жена и дочь в Кхуцине. Коля – идет нынче в армию. Младшая дочь в Кхуцине в 8 классе, Анюта. Жена Федора Васильевича – Надежда павловна. Пьет сильно.
    Сразу после прилета Федор Васильевич усадил меня, я выложил спирт и разговор длился до глубокой ночи. Следующий день прошел в трудной для меня пьяной маяте. А вечером снова. Надо кончать. Настраиваю Федора Васильевича на сухой закон. Получается.
19. Федор Васильевич держится, хотя полный бидон крепкой браги стоит в углу, дразнит.

Тыльная сторона страницы:
 Арму – правый приток Имана – пороги! Устье в районе Лаулю.

Очень красивые водопады на Амгу.

Бишин для сплава не годится – много завалов (как здесь коворят, заломов). Катера могут ходить до верховьев.

В пос. Агзу на севере живут удэгейцы. Удэгейка Шура, сынишка Коля(грыжа). Гостиница в Тернее. Шампанское, карты.

Федор Васильевич Зиновский – 53года. 14 мая 1918г.

Чтобы уйти от соблазна, он ведет меня на пасеки, показал рыбалку. В Кхуцине много гольцов, они легко идут на блесну. Есть форель, кунжа, таймень, ленок.
    В августе идут икряные рыбы: семга, горбуша и проч.
20. Ходил один на Междугорье – 12км. Видел крохалей, рябчиков.  Поля, сенокосы – в 40г. Пожар уничтожил тайгу вдоль всего левого берега Кхуцина. Сам Кхуцин очень красив: галечные косы, шиверы. Вода – чистоты удивительной.
21. Ходили с Федором Васильевичем на пасеки. Собаки были с нами. Вскоре ушли по следу. Когда они залаяли, Ф.В. послушал и сказал: приготовь фотоаппарат, изюбра будешь снимать. Опыт! Выйдя из за пригорка на лай, мы действительно увидели метрах в 30 самца с великолепными рогами. Он стоял в реке, обложенный четырьмя псами. Я сделал не менее 10 снимков. Стрелять Ф.В. не стал – мясо у нас было, а по реке изюбра могло снести(а может, просто он боялся меня). Я поднял незаряженную свою ТОЗ`овку, прицелился и изюбр сильным прыжком выскочил на берег и ушел. Долго гоняли его собаки и к вечеру вернулись, злые на весь мир и на таких охотников.
    Вечером приехали сыновья Ф.В., Виктор, Коля и Гоша, штатный охотовед госпромхоза и его брат, шахтер, приехавший на постой. Вечером, конечно, опять бутылки.
22. Охотники с утра повскакали и не евши понеслись в тайгу за мясом. Побежал и я, хотя после вечернего “возлияния” было очень тяжело. Вскоре собаки взяли вместо кабана медведя. Охотники побежали, я отстал. Побродил, побродил и не без труда восстановил ориентировку, через 3 часа вернулся домой. Позавтракал, подождал ребят и не дождавшись, с аппаратом без оружия пошел на Дедову гору – господствующую сопку. На обратном пути обернулся на треск. Сзади метрах в 10-12, осторожно ступая, по моему следу шел красивый, как мне показалось, горный медведь. Я обомлел, но повернулся к нему и выхватил нож. Он подошел метров на 5, я взревел дико и сильно. Мишка остановился в нерешительности, потом,  сопровождаемый моим свистом, шмыгнул в кусты.
    Темнело, а идти было далеко. Вернется - ли мишка? Я пошел быстро, покрикивая. Вдруг в 25 метрах промелькнула, пронеслась кабаночка. Черт возьми, однако! Теперь только еще стада кабанов мне не хватает.
    Выйдя на Кхуцин, я встретил наших охотников. Им ничего не удалось убить.
    Две последующие ночи я засыпал не сразу, снова и снова виделась встреча с мишкой.
23. Нет, без оружия ходить в тайгу одному не следует. Охотники снова ушли, на этот раз дальше, в междуречье. Вечером привезли здоровую тушку, килограмм на 100 может больше.
24. Небо нахмурилось. Сижу дома. Вчера ходил на берег, искал нож, выпавший у меня из ножен. Метрах в 100 вверх я увидел как крупные орланы возились у воды. Вначале я принял их за медведя, похоже было за кустами, потом решил, что они ловят рыбу. Оказывается, они добивали волчицу, которая видимо получила смертельную рану в схватке с медведем, изюбром или кабаном. Виктор, проходя мимо, увидел эту волчицу, снял шкуру и принес домой. Получил за нее 100руб.

Сдаточные цены в Кхуцине: белка -2р. 80коп., норка 32руб., мясо 60коп. за кг.
    Любители  - охотники могут заключать договора на белку и пушнину. На мясо нет. (Лицензии на мясо изюбра, кабана, сохатого, дают только своим штатным охотникам). Медведя бить можно. За волчицу 100руб. за волка 30руб. На рябчика запрет на 2 года. Белка поспевает в начале ноября.  Бурундука бить на шапку можно.
    Интересно, что все местные охотники предпочитают 28 калибр, как наиболее дальнобойный, точный и экономичный по пороху. Убойной силы достаточно. По поводу 16 калибра жмут плечами – по уткам что - ли бить.

25. Дождь.
26. Подморозило, снег.
27. Ходили на медведя. Я с винтовкой и Коля с карабином. Мишка пошел на север спать. Три свежих следа.
28. Зима наступила рано. Пора уходить. Ф.В. довез до брода и переправил. Прошел пчеловода Изосимовича. Пришел к пастухам. Завтра пойдет трактор. Нет смысла идти пешком. Помогаю складывать сено. Ночую у пастухов. Ужас. Черная изба. Коптилка по черному. Семь человек. Нары. Грязь невообразимая.
29. Дышать нечем. Наутро не стал ждать трактора, собрался и ушел, чтобы только не оставаться в этой конуре. Повалил густой снег. Идти по сопке стало опасно, скользко. В рюкзаке больше 40кг. Мокрый от пота и снега. Сначала терял время на устройство переправ через ручьи, а последнюю реку после неудачных саперных работ перешел в брод. К 12.00 пришел в единственный домик на аэродроме. (до с.Кхуцина километра 3). Обсушился, перекусил. Самолета не будет. Вечером подошел трактор, подвез в Кхуцин. Ночевать буду у Зиньковских.
30. В 12.00 вылетел на Терней.
31. Ночую в гостинице Тернея.
1. День в аэропорту, ночь снова в гостинице Тернея.
2. Удалось улететь во Владивосток. Приземлились и я двинул в город. Устроился хорошо в номере “Приморья”. Воскресенье, все закрыто. Утром взял билет на ИЛ – 62 и успев закупить балыка угольной рыбы, поехал в аэропорт. В полете прошла длинная, длинная ночь. Около 24.00 сели в Москве, в Домодедово.
3. Зарегистрировал билет в Домодедово на самолет, проходящей через Воронеж. Вылет в 1.00. Всю ночь простояли на нервах. Утром наконец дали посадку, но без Воронежа. Сдал билет, собрался ехать в Быково или на поезд, но в транзите предложили самолет в 8.00 тоже через Воронеж. Успел зарегистрироваться, носясь с рюкзаком 54кг. От кассы к кассе. Весь день снова простоял на нервах, наконец в 16.00 пригласили в самолет. Сели, вздохнули и … воронежцев попросили из самолета. Какой – то кошмар. Сильно расстроенный уехал на павелецкий. Здесь повезло. Достал билет и сел на 29 поезд.
    А в Домодедово написал жалобу в книге жалоб №28 на стр. 41 от 3.11.70г. Я потом выяснил – рейс из Быкова был.
4.11.70. Дома.

На правах первоисточника.
Любое перииздание и копирование данного текста, только со ссылкой на matrasnik.com

Интересная статья? Поделись ей с другими:
Интересное

Rambler's Top100

Активный отдых. Пассажирские перевозки, байдарки, поход Крым, сплав на байдаркахACTIVE-рейтинг туристических сайтов. Туризм и отдых